Оценка эффективности обучения: практические методы

Михаил Магура, Мария Курбатова, по материалам книги «Обучение персонала как конкурентное преимущество»
29 декабря 2005 г.
То, что одним из самых важных этапов процесса обучения персонала является оценка эффективности этого самого обучения, для T&D-менеджеров давно стало аксиомой. Оценка эффективности обучения — процесс многоаспектный. В этот раз мы остановимся на возможных путях проверки усвоения учебного материала.

Экзамен

Оценка может проводиться с помощью тестов, опросников, экзаменов, индивидуальных интервью и т. д. Причём устанавливать степень эффективности обучения могут как сами обучающиеся, так и руководители, специалисты отделов обучения, эксперты или специально созданные целевые группы.

Разумеется, начать надо с целеполагания. Чтобы оценить степень усвоения материала, T&D-менеджер должен ответить на два главных вопроса:
  1. Что должен уметь делать ученик для демонстрации того, что он усвоил предмет?
  2. Что должен знать обучившийся сотрудник, т. е. на какие вопросы он должен быть способен дать ответы?
Полноту усвоения учебного материала и прочность приобретённых навыков сотрудники могут продемонстрировать на устных опросах, в контрольных работах, на экзаменах или зачётах. Любая из этих форм оценки предполагает несколько видов вопросов.

Открытые вопросы.

Предполагают развёрнутые ответы без каких-либо ограничений или «навязывания» выбора, например:
  1. Дайте определение понятия «мотивация»
  2. Каковы преимущества и недостатки группового принятия решений?
  3. Опасность открытых вопросов — в возможной неточной формулировке, которая может повлечь за собой пространные ответы учащихся, что, в свою очередь, осложняет объективную оценку работы.
Вопросы со множественным выбором. Примеры такого вопроса:
Какой из нижеперечисленных городов является столицей Австралии?
  1. Мельбурн
  2. Сидней
  3. Канберра
  4. Аделаида
Требования к формулировкам вопросов со множественным выбором следующие:
  1. существенные моменты оцениваемого материала,
  2. чёткая и ясная постановка,
  3. отсутствие нерелевантных деталей,
  4. одинаковая правдоподобность всех вариантов ответа,
  5. наличие в списке только одного верного ответа,
  6. отсутствие отрицания при постановке вопроса,
  7. отсутствие подсказок в ответах
(для этого при написании вариантов следует избегать фраз из учебников, слишком длинных предложений, использования в ответах ключевых слов из вопросов и формулировок, явно противоположных правильному ответу).

Закрытые вопросы.

Примеры закрытых вопросов:
Согласны ли вы со следующими утверждениями (отметьте галочкой вариант ответа, соответствующий вашему мнению): Кружки качества появились впервые в Японии?
  1. да
  2. нет
Ф. Тейлор предложил первую теорию мотивации труда?
  1. да
  2. нет
Утверждения, предлагаемые в закрытых вопросах с альтернативами «да-нет», должны содержать в себе только одну мысль. Так, утверждение типа «Ф. Тейлор считается отцом научного управления, сформулировавшим первую теорию мотивации труда», будет явно некорректным, поскольку первая его часть является верной, а вторая — нет.

Зачастую в российских компаниях процедура тестирования является фиктивной: после сдачи экзамена зачёт получают все сотрудники, а заполненные бланки с результатами не проверяются вовсе. Такой подход имеет к оценке обучения выполняет свою функция — мотивирует слушателей — но не использует полностью возможностей процедуры тестирования.

Проектная работа

Одним из наиболее эффективных способов оценки полноты усвоения учебного материала является подготовка учащимися проектных работ по насущным проблемам компании. Разрабатываемые слушателями курсов решения покажут не только объём усвоенных знаний, но и способность (или неспособность) применить их на практике. Несмотря на учебный характер подобных работ, многие из них содержат крайне интересные предложения и подходы, реализация которых может дать ощутимый экономический эффект.

Хорошей иллюстрацией к этому может служить ситуация с дипломными работами на ООО «Хрустальный завод» в Гусь-Хрустальном. Выпускные проекты слушателей обучающих курсов здесь были направлены на решение реальных проблем предприятия. Некоторые их темы: «Изыскание внутренних резервов по экономии энергоресурсов на предприятии», «Улучшение системы контроля учёта за движением продукции в цехе № 4», «Организация соревнования «Золотой фонд» и т. д. Показательно, что защита дипломных проектов проходила в условиях, когда частичные наработки слушателей уже были реализованы в производственной практике завода.

Оценка поведенческих изменений

Внимательные наблюдения также могут дать важную информацию о степени эффективности тренинга. Посмотрите, как изменяется поведение на работников на месте после прохождения курса обучения. Например, обучение технике безопасности должно иметь итогом более высокий уровень соблюдения правил обращения с горючими или ядовитыми веществами; тренинг делового общения — уменьшение числа конфликтов в организации, более высокий уровень сотрудничества между работниками организации.

По материалам книги «Обучение персонала как конкурентное преимущество» (Управление персоналом (журнал), М. И. Магура, М. Б. Курбатова, 05-12-2005)


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования