Пример разработки системы наставничества

16 декабря 2005 г.
Наставничество представляет собой форму работы, при которой более обученного и опытного человека прикрепляют к молодому и менее обученному с тем, чтобы последний, работая в тандеме с опытным товарищем, профессионально рос и развивался. Не все так просто. Мало прикрепить одного к другому. Если это будет сделано бездумно и принудительно, чисто механически, без учета многих специфических моментов, то и результат будет весьма плачевным. Как составлять пары – решайте сами. Методов может быть два: формальный и неформальный.

Эффективная программа наставничества должна состоять из следующих компонентов:

1. бизнес-план;

2. характеристики и описания работы наставников и учеников;

3. стратегия поиска наставников;

4. тренинг наставников;

5. поиск (рекрутинг) учеников;

6. тренинг учеников;

7. назначение координатора и описание его обязанностей;

8. отбор необходимых профессиональных навыков, по которым будет проводиться обучения наставником ученика;

9. методы отслеживания этапов реализации программы;

10. методы оценки и регулирования;

11. методы оценки конечных результатов и их влияния на бизнес в целом, методы оценки наставников и учеников.

Рассмотрим каждый пункт более детально.

Бизнес план

Как и в любой области бизнеса, здесь, дабы максимально увеличить шансы на успех, нужен план. И это особенно важно в области человеческих ресурсов. Достаточно интересно, что именно в этой области мы составляем планы в последнюю очередь. Может быть, это происходит в силу того, что это трудное задание, динамика работ с человеческими ресурсами намного разнообразнее, чем динамика работы материальными ресурсами, поэтому очень многие компании избирают для себя более (на их взгляд) путь - переманить откуда-нибудь опытного сотрудника.

Характеристики и описания задач наставников и учеников

Не каждый человек устроен таким образом, чтобы быть наставником, и не каждый человек может стать учеником в этой программе. Вам необходимо тщательно продумать их характеристики, понять, что именно вы хотите увидеть в наставниках и учениках. О наставнике. Что вы попросите его делать? Вы попросите передать его знания и опыт тому, у кого этого нет и кто нуждается в этом. Иными словами, вы попросите его быть учителем. Этот наставник, разумеется, будет одним из тех, кто уже работает в вашей компании, одним из самых опытных и знающих. Но не все даже самые грамотные и квалифицированные работники смогут быть учителями. Подумайте тщательно, чего вы хотите от наставников и учеников, и создайте описание работы для них. Когда наставник и ученик четко понимают свои задачи на период своего участия в программе и руководство может видеть и контролировать процесс - значит, вы на правильном пути.

Примерный профессионально-психологический портрет наставника:
  • способен взять на себя лидерство;
  • является частью команды и лоялен по отношению к работодателю;
  • проявляет терпение и готовность работать с другими людьми;
  • инициативен;
  • готов принять на себя ответственность наставника;
  • готов помочь ученику в установке целей работы;
  • принимает участие в развитии других работников;
  • имеет богатый опыт в своей работе;
  • понимает, что в процессе обучения могут быть необходимы изменения, то есть не рассматривает первоначальный план как догму;
  • обладает чувством такта и дипломатичен при работе с другими людьми, которые могут быть из других возрастных и культурных групп;
  • проявляет личную заинтересованность в ученике и помогает ему успешно пройти программу;
  • помогает ученику обрести уверенность в себе;
  • терпелив;
  • организует ясное, открытое двустороннее общение;
  • понимает разницу в стилях обучения, личных качествах учеников;
  • оказывает поддержку или конструктивную критику при необходимости и помогает совершенствоваться в течение программы;
  • помогает развивать креативное мышление и навыки решения проблем;
  • понимает всю важность и ответственность роли, которую он играет, и получает удовлетворение от этой работы;
  • дает ученику информацию о работодателе, которая поможет ему адаптироваться в данной компании и в этой отрасли вообще;
  • учит собственным примером;
  • помогает ученику приобрести такие жизненные навыки, как планирование времени, соблюдение баланса между работой и личной жизнью, умение считать деньги, принятие на себя новых обязанностей, умение справляться со стрессом, умение конструктивно критиковать и принимать критику.
Понятно, что человек, обладающий всеми этими качествами, - крайне редкий экземпляр в природе, и если вы нашли его среди своих сотрудников, то вам несказанно повезло. Однако коли ваш кандидат в наставники отвечает хотя бы двум третьим из вышеперечисленного - уже хорошо. Желательно также выбирать кандидата в наставники из тех, кто сам в свое время прошел этот путь в роли ученика.

Итак, мы с вами нашли наставника. Теперь надо подобрать того, кто станет учеником. С самого начала вам нужно ответить на главный вопрос: вы планируете брать на роль ученика любого (например, всех, кто приходит на работу в вашу компанию) или только избранных (тех, кто в силу своих способностей наиболее заслуживает этого)?

Если вы выбираете учеников прицельно, нужно обращать внимание на их склонность к данной конкретной работе, интерес к тому, что вы производите или продаете, готовность учиться и работать по этому профилю. При выборе такого подхода, возможно, искать учеников придется долго, причем делать это надо постоянно. Но это все равно лучше, чем взять первого попавшегося, который в конечном итоге провалит дело.

Мы прекрасно понимаем, что далеко не каждый человек способен и хочет учиться.

Поэтому ниже приводим ряд критериев оценки пригодности того или иного работника на роль ученика (если на эту роль идет прицельный отбор):
  • он должен быть целеустремленным и несколько амбициозным;
  • принимать на себя ответственность за свой профессиональный рост и развитие;
  • активно искать новые обязанности;
  • быть восприимчивым к обучению;
  • проявлять инициативу и готовность учиться;
  • демонстрировать чувство такта, дипломатичность, сочувствие при работе с другими людьми, которые могут быть из других возрастных или культурных групп;
  • воспринимать участие в этой программе как шанс и привилегию;
  • отвечать ожиданиям наставника и руководства;
  • показывать инициативу и готовность слушать и внимать инструкциям;
  • использовать время и советы наставника;
  • понимать, что он находится на начальном уровне;
  • понимать, что учиться придется всю жизнь.
Это желательные требования для идеального ученика. Очень немногие люди обладают всеми этими качествами, но, повторюсь, если ваш кандидат соответствует большинству этих требований, то с ним можно работать.

Стратегия поиска наставников

Опыт американских компаний говорит о том, что во многих компаниях наставника выбирают из тех, кто работает быстрее всех, так как хотят, чтобы у них было как можно больше таких же. На других в наставники выбирают своего самого квалифицированного. Это не совсем верно. Иногда компании проводят собрание в компании и просят персонал о помощи в разработке программы. Расскажите о содержании работы и характеристиках наставника, возможно, найдутся добровольцы. Выберите кандидатов, которые, по вашему мнению, наиболее подходят по характеристикам, и объясните им роль, которую они будут играть. Не забывая о том, что наставничество для них станет дополнительной обязанностью, работой, которая нуждается в вознаграждении в той или иной форме.

Тренинг наставников

Наставников необходимо детально ознакомить с описанием предстоящей работы. Им необходимо знать, чему они будут учить, как должны учить и как оценивать прогресс учеников. Им необходимо знать, как отчитываться перед руководством о выполнении программы.

Тренинговая программа по подготовке наставников должна включать в себя следующие моменты:
  • объясняются цели программы;
  • определяются роли наставников и учеников, вовлеченных в программу;
  • дается понимание отобранных знаний и навыков, которым надо научить;
  • дается понимание этапов, необходимых для того, чтобы учить эффективно.
Пример программы обучения тренеров-наставников: Эффективный менеджер-наставник (проводит компания MTI).

Тренинг учеников

Нанимая ученика, следует его правильно сориентировать относительно той роли, которая ему предстоит. Покажите ему все то, что делают люди в вашей компании. Покажите ему разные цеха, отделы, департаменты, участки, предложите ему выбрать работу, которой он хотел бы заниматься и которая ему была бы наиболее интересна. Организуйте краткий теоретический экскурс по основам работы вашей компании, по крайней мере, для того, чтобы новичок понял, что во всем существуют определенные правила и процедуры. Затем представьте ученику наставника и покажите ему, какими навыками он должен овладеть в процессе учебы. Важно, чтобы ученик понял, что их отношения будут иметь двусторонний характер.

Отбор необходимых профессиональных навыков, по которым будет проводиться обучения наставником ученика.

Вам необходимо определить виды работ, которые в процессе обучения наставничеством должен освоить ученик. После того как вы это определили, вам нужно построить программу наставничества таким образом, чтобы избежать помех производственному процессу. Иными словами, ученик должен делать не только то, что интересно ему, но и то, что надо вам. Его заинтересованность можно поддерживать путем тщательного подбора различных видов работ, которым он будет обучаться. Также нужно развивать личные качества, необходимые для нормальной работы: позитивное отношение к работе, рабочую этику, навыки общения, навыки работы в команде, пунктуальность и желание учиться дальше.

Контроль за результатами

Оценка конечного результата, регулирование и повторение. Вам нужно, чтобы ученик постоянно демонстрировал, насколько он овладел определенными знаниями и навыками. Это позволяет отследить эффективность работы с ним. Наставник может мотивировать ученика, чтобы тот обучался быстрее. Для того чтобы перманентно контролировать ход процесса обучения, нам понадобится такая фигура, как координатор программы наставничества. Этот человек может быть генеральным директором, сотрудников HR-службы или даже офис-менеджером (в зависимости от размера компании). Координатор должен удостовериться, что программа действует правильно, что наставник и ученик общаются эффективно, что у них есть все необходимые инструменты и оборудование для выполнения работ. В ходе программы вы должны оценивать, как она работает. Было бы неплохо, если бы координатор, наставник и ученик собирались каждую неделю, чтобы выяснить, что сделано, и установить цели на следующую пару недель. Вы также должны глубоко анализировать все и производить изменения, если чувствуете, что они необходимы. Во время каждой такой встречи проведите работу над ошибками, разберитесь, что работает хорошо и где есть проблемы. Проработайте эти проблемы с наставником и учеником.

Конечная цель наставнической программы заключается в «создании» эффективного сотрудника именно для вашей компании. Когда вы посчитаете, что достигли цели, нужно собрать все трио (наставника, ученика и координатора) вместе, чтобы окончательно проанализировать программу и проверить, сколько потребовалось времени для того, чтобы добиться полной компетентности данного сотрудника в данной конкретной области. Если вам нужен еще один сотрудник в этой области вашего бизнеса, проанализируйте все и принимайтесь за дело. Если вам нужны люди в других областях бизнеса, позвольте вашему уже опытному наставнику поделиться с новыми кандидатами в наставники тем, чему он сам научился, работая наставником.

Надеемся, что этим рассказом мы помогли вам структурировать процесс разработки программы наставничества в вашей компании.

Если у вас уже есть реальные примеры из практики применения этого метода, поделитесь ими с пользователями TRAININGS .

Сообщество специалистов по обучению и развитию персонала с благодарностью откликнется на Вашу открытость в обмене опытом!

COPYRIGHT 2006 © Trainings.ru - портал об обучении и развитии персонала. Права на материал принадлежат компании «Амплуа-Брокер». При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования