Номинация «Бизнес-тренер года»: Вадим Демченко

Case-hr
16 июля 2015 г.

Вы можете оставить свой голос за понравившуюся вам работу. Чтобы проголосовать за конкурсанта, необходимо поставить «Лайк» через кнопки в конце текста эссе. Подробности

Актуальные для бизнеса темы обучения

Для всех нас не является открытием, что нынешняя экономическая ситуация в стране повлияла на приоритеты в краткосрочном бизнес обучении. Бюджеты на T&D в 2015 году в компаниях урезали или заморозили из-за кризиса. Приоритеты в обучении, к сожалению, определяются не результатами изучения потребностей сотрудников в развитии или стратегическими планами компании, а «уровнем драматизма» в головах руководителей, которые поступают по схеме «урезать бюджет, сократить не нужных, заставить больше работать оставшихся». Аактуальными становятся темы обучения, которые должны максимально быстро приводить к «монетизации» вложений в развитие сотрудников. Из анализа запросов на обучение лидирует «Что нибудь новенькое», ну и затем, такие как: «Жесткие переговоры», «Немонетарная мотивация сотрудников», «Управление проектными командами», «Коммерческая презентация». В конце 2014 года больше было тем на развитие стратегического или креативного мышления, развитие навыков публичных выступлений и навыки нетворкинга. Такими темами мотивировали и удерживали сотрудников, а теперь нужны темы для быстрого получения прибыли или чтобы удержаться «на плаву».

Эпоха информационных и навыковых тренингов заканчивается, экспертное обучение охватило большую аудиторию сотрудников и такое обучение полезнее для молодых специалистов и применяется при развитии hard skills. Квалификация сотрудников в общей массе возросла, компетении развиты и «слушать» несколько курсов по одной и той же теме, как это бывает в компаниях, уже не интересно слушателям и пользы не приносит. Типовые программы тренингов уже не вызывают интерес у заказчика, а бесконечно совершенствовать содержание обучения не все бизнес-тренеры хотят или могут.

И так. Мы имеем дефицит бюджета на обучение, стресс у сотрудников из-за кризиса и страха увольнения и грозных руководителей, «подпинывающих» обучением своих подчиненных.

Что действительно будет эффективным для развития сотрудников, какие темы актуальны и полезны? Сейчас одобрительно закивают головами бизнес-тренеры, которые профессионально занимаются фасилитацией, особенно в режиме «обучающих и развивающих» сессий. Использование комбинированных интерактивных методов, опирающихся на опыт и экспертизу учащихся в больших группах (до 50 человек), и не опирающихся на экспертизу и харизму тренера — это работает! Это получается дешевле из расчета на одного сотрудника. Высокая степень вовлечения участников в процесс самооценки своих навыков и последующее их самосовершенствование на реальных кейсах и примера коллег, а не «скрытая оценка по просьбе руководителя» и скучные кейсы из книжки — вот, что работает! Большой акцент на создание внутренней мотивации достижений у сотрудников и меньший акцент на внешнюю стимуляцию и эмоциональную заряженность мероприятия и тренера — это то, что нравиться участникам! Высокая скорость обмена и усвоения опыта между участниками, а не извлечение «крупиц» опыта из экспертизы ведущего — давайте так делать обучение всегда! Принятие на себя ответственности за саморазвитие и реализацию планов, а не выполнение требований заказчиков обучения — нам нужен именно такой результат!

В целом, под обучающий формат фасилитации подходит любая тема и задача, но особенно часто заказчиков интересует «Создание в компании культуры или стратегии достижений», когда можно собрать в одном зале руководителей и исполнителей и они в режиме фасилитации поймут все выгоды от стратегии достижений и станут ориентированными на задачу, а не на процесс с мотивацией избегания. А руководители, заодно научаться управлять задачами и людьми. Еще востребована тема «Разработка/корректировка стратегических целей и задач подразделения», например маркетингового. Рыночная ситуация поменялась, а маркетинговые подходы и инструменты команды маркетологов остались прежними. Учить их 4P? Лучше мотивировать? Сменить команду или руководителя? Сложно и дорого. А вот провести ретроспективу проектов, проанализировать успехи и смоделировать будущее и добавить немного обучения по актуальным темам для участников, прямо на сессии - это вызывает такой мотивационный подъем у команды, что предложения и решения могут «переформатировать» всю компанию и сделать ее более эффективной.

Можно использовать инструменты фасилитации «Конференция Поиск будущего» или «Парадигма позитивных перемен» и сотрудники сами изучат проблемы или условия, сами поймут «почему стало хуже» с результатом, и сами разработают план или видение, к которому и будут стремиться.

На мой взгляд актуальными темами обучения для бизнеса в период кризиса являются «Стресс-менеджмент», «Профилактика эмоционального выгорания», «Энерджи-менеджмент». Это обучение больше приносит результата, чем заставлять учиться делать, то, что уже умеешь. А для тренера с разносторонней темататической экспертизой и владеющего инструментами фасилитации, гораздо полезнее предложить заказчику решение, а не уникальную, актуальную тему, коих много описано в Интернете.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования