Номинация «Бизнес-тренер года»: Новожилова Екатерина

Новожилова Екатерина
19 июля 2015 г.

Вы можете оставить свой голос за понравившуюся вам работу. Чтобы проголосовать за конкурсанта, необходимо поставить «Лайк» через кнопки в конце текста эссе. Подробности

 

 

 

Культура: ценность или условность?

Получив задание-вопрос от судейской коллегии, я вновь задумалась,  что сегодня, прямо сейчас актуально для современного бизнеса.

Я часто задаю себе этот вопрос, но ответ каждый раз для меня прост и однозначен – важна профессиональная культура.

 Для меня современный профессионал – человек культурный: обладающий крепкой  теоретической базой, специальными навыками, непрерывно получающий образование; это человек высокой духовной, интеллектуальной, социальной культуры. Одновременно с тем я понимаю актуальность развития современных специалистов по крайней мере в вопросе социальной культуры.

Что можно отнести к социальной культуре? Не в последнюю очередь культуру коммуникативную. Речь идет не только (возможно даже и не столько) об умениях и знаниях в данной области. Вероятно, многие современные специалисты недостаточно успешны или неуспешны вовсе в профессии, т.к. не обладают пониманием ценности речевой и коммуникативной культуры, даже обладая необходимым набором инструментов.

Когда я переадресовала вопрос «что актуально современному бизнесу?» руководителям компаний, работающим в разных отраслях рынка, я услышала (далее дословные цитаты и пояснения отмечены курсивом):

  • Ценности и оценка эффективности, как управлять достижениями коллектива создавая ценности (имелась ввиду ценность культуры)
  • (Нам нужна) антикризисная коммуникация - защита интересов компании в кризисных переговорах
  • Пора вводить оценку эффективности сотрудников на основе оценки их коммуникативных навыков
  • (Нам нужны) современные эффективные (недорогие и очень прибыльные) приемы продвижения, основанные на подходе «выиграл-выиграл»
  • Самая лучшая продажа это просто рассказ о возможностях продукта или услуги, но и это делать не просто — презентация (а этого нет)
  • Умение слушать и понимать партнера дает лучшие условия по контрактам и укрепит репутацию (а сотрудники не хотят этого делать)

Получив эти ответы, я в очередной раз утвердилась в том, что современному бизнесу важно решить задачу поддержания и укрепления ценности речевой культуры профессионалов.

Что можно сделать, чтобы развивать речевую и коммуникативную культуру в профессиональной среде? Да и вовсе - возможно ли это? Можно ли привить ценность культуры взрослому?

Над последним вопросом размышляют многие, и однозначный ответ отсутствует.

Смею быть уверенной, что ценность культуры есть у всех, однако не всеми она осознаётся в равной степени.

Пожалуй, никому не хотелось бы жить в мире непонимания, неуважения и бесконечных неудач, в мире грубости, топорности, конфликтов. А если это так – культура важна каждому. Но, повторюсь, не всякий это осознаёт.

Предлагаю для развития и поддержания речевой и коммуникативной культуры профессионала ценностно-навыковое обучение.

Безусловно, заслуживают развития в данной области и рядовой, и руководящий состав.

Для руководителей (не без уважения к их нелегкому труду) очевидной становится собственная неготовность к роли учителя, наставника. Многие компании утверждают: «самое дорогое, что у нас есть – наши сотрудники!». При этом руководители, не имея специальных знаний и умений не готовы лично поддержать сотрудника ничем кроме сторонних обучений. Именно поэтому в вопросе развития культуры, на мой взгляд, наиболее актуальна система непрерывного социального воспитания коммуникативной культуры.

Ценностно-навыковое обучении в таком случае должно сочетать в себе академические знания психологии и андрогогики и практическую работу в квазиреальности, что даст возможность участникам курса, «встать на место» своих сотрудников, увидеть свои области развития и приступить к активным изменениям. Участникам курса может быть предложено в рамках тренинга организовать дискуссионный клуб, приняв за основу общения классические культурные нормы ведения высшей формы спора. Тема для дискуссии может быть выбрана группой самостоятельно, однако предпочтительны темы, касающиеся культуры социума. Далее участники курса применят полученные знания андрогога на практике: будут научать друг друга, давать друг другу корректирующую обратную связь, создавать индивидуальные планы развития. В индивидуальных планах развития следует указывать не только пункты развития имиджевой коммуникации, но и пункты усовершенствования системы коммуникации «на местах».

Поскольку рядовому сотруднику также необходимо развивать себя как культурного коммуниканта, ему недостаточно знания речевого этикета. Необходимо ознакомление с культурными нормами и возможность эти нормы применять, присвоив их.

В методике обучения также будут актуальны игровая форма «дискуссия» и составление индивидуального плана развития.

Поскольку процесс развития речевой культуры не  может быть ограничен рамками одного тренинга, следует вести регулярные встречи, посвященные дискуссии, в рамках которых может обсуждаться ряд различных вопросов (культурных, общественных, специальных). Ведущий у дискуссионного клуба может быть, а кураторы дискуссий могут сменяться.

Таким образом будет поддержан принцип совместного культурного роста, и как следствие – укреплен командный дух.

 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования