Номинация «Бизнес-тренер года»: Яныхбаш Александр

Яныхбаш Александр
19 июля 2015 г.

Вы можете оставить свой голос за понравившуюся вам работу. Чтобы проголосовать за конкурсанта, необходимо поставить «Лайк» через кнопки в конце текста эссе. Подробности

 

 

 

Актуальные для бизнеса темы обучения

 

Глубокий вечер, Третье транспортное кольцо, я поднимаюсь на Дорогомиловский мост и по привычке перестраиваюсь правее и сбрасываю скорость, чтобы полюбоваться видами на Москва-Сити. Десяток башен, в которых днем кипит работа, совершаются сделки, проходят стратегические совещания… Я посматриваю в окно, выхватываю этаж одного из моих клиентов и замечаю, что там горит свет. «Работают что ли еще? Странно, это ведь учебные классы», - думаю я, а потом начинаю сканировать всё здание, урывками просматриваю другие и вижу, что свет горит целыми этажами, но при этом в офисах никого. Чуть ли не пятая часть помещений в построенных башнях продолжает жечь электричество впустую! Почему так? Кому это выгодно? Разве это антикризисная экономия? И тогда я вспомнил про идеи бережливого производства и философию кайдзен.

Д. Вумек и Д. Джонс (авторы книги «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании») в качестве одного из шагов предлагают «найти или создать кризис, который станет рычагом». И я считаю, что одной из актуальных тем обучения для бизнеса сегодня является именно тема бережливого производства. Сейчас многие жалуются: «Кризис, все плохо». Самая пора действовать! Но как обучать и как внедрять БП? 

Начинать следует с распространения идей. Крайне важно «заразить» людей, сделать БП частью культуры компании, идеологией. Сейчас в онлайн-среде модно использовать слово «лайфхак» - способ обойти какую-либо проблему. Люди обсуждают лайфхаки о том, как не ждать очереди при посадке на рейс, как почистить ведро картошки за 20 секунд, путешествовать налегке и т.д.

Я бы начал с проведения сессии с сотрудниками, в ходе которой после обсуждения «жизненных» лайфхаков предложил бы им переключиться на «рабочие» лайфхаки: найти то, что не устраивает в повседневной работе и что одновременно сказывается на росте затрат компании. Например, установка в кладовках освещения, реагирующего на движения и выключающегося автоматически. И таких ситуаций можно найти множество.

Далее запускается деловая игра с соревновательным компонентом, где команды отправляются на 2 часа в офис, чтобы собирать идеи и предлагать решения. Это позволит запустить дальнейшую поисковую активность. После окончания игры люди станут более внимательными и начнут сознательно выискивать «лайфхаки» и предлагать решения.

Важным элементом в процессе внедрения БП я считаю привнесение геймификации – награждать отличившихся символами, поощрять за инициативы и отмечать их заслуги публично. В дальнейшем с применением метода фасилитации в рабочих группах следует проводить регулярное обсуждение идей. После оценки экономического эффекта и разработки стандартов проводить семинары на местах.

Внедрение бережливого производства – это не просто способ сэкономить. Это способ запустить инициативность и вставь на путь совершенствования – основную ценность философии кайдзен. Разумеется, многое зависит от руководства и наличия последователей. Как сделать сотрудников последователями и проводниками идей – ответ подскажет вторая часть эссе.

 

 

Все мы находимся в поисках универсальных инструментов, эдаких «3-в-1», с помощью которых могли бы решать разные задачи. А знаете ли вы, что в коммуникациях есть такой инструмент? Есть способ, с помощью которого можно и убеждать, и показывать важность каких-либо идей, и объяснять сложные вещи просто? Это сторителлинг - искусство создания и рассказывания историй.

В каких областях бизнеса и для решения каких задач можно применять сторителлинг? Истории отлично работают в области HR-задач. Их можно использовать в обучении и через истории показывать значимость развития. Мотивация персонала также немыслима без вдохновляющих историй («один интересный случай» руководителя, через который он показывает выход из ситуации). Сторителлинг применяется в маркетинге и PR для создания истории бренда, имиджа первого лица компании. Истории звучат со сцены на конференциях (мы можем устанавливать контакт с аудиторией, показывать актуальность презентации, переключать внимание публики в ходе выступления). Истории – это инструмент поддержания корпоративной культуры компании и трансляции ценностей (истории «у нас так не принято» ). Истории – это как аптечка со всем необходимым!  

Хорошая новость: мы все рассказчики от природы. Мы воспитаны на историях. Через них мы узнаем о добре и зле, о любви и дружбе. Я уверен: внутри нас есть программа «слушай рассказчика» (кстати именно поэтому зрители в зале затихают, когда спикер произносит фразу «Был однажды у нас в компании случай…»). Истории помогают нам обмениваться опытом и ценными идеями.

Плохая же новость в том, что мы интуитивные рассказчики. Как следствие, часто наши истории звучат недостаточно внятно, не захватывают и не столь эффективно доносят смысл, который мы хотим передать. Но сторителлингу можно научиться. Какими методами это достигается? Вот мои 5 идей.

  1. Классический навыковый тренинг, в котором изучаются основы драматургии, а участники рассказывают разные истории («Я – герой», «Главный вывод, который я получил на прошлом месте работы» и т.д.).
  2. «Клуб» внутри компании (как follow-up для поддержания навыков и обмена интересными идеями); можно проводить соревнования между спикерами или отделами; сторителлинг-клубы на открытом рынке для всех желающих.
  3. Подготовка руководителей к мероприятиям, в которых они рассказывают мотивирующую историю, через которую транслируют важную идею или видение.
  4. Публикации в интранете, газете или на стенде интервью с сотрудниками компании, в котором они отвечают на вопросы, провоцирующие воспоминания из личного опыта.
  5. Корпоративная копилка историй: или отдельный сотрудник (например, HR), или все сотрудники коллекционируют истории о компании и коллегах, о взлетах и падениях. Так создается корпоративный фольклор, содержащий ценные смыслы.

Кармин Галло, мировой эксперт в области коммуникаций и презентаций однажды сказал: «Идеи – валюта XXI века». Истории отлично помогают распространять идеи и вдохновлять окружающих. Это наш пропуск в мир захватывающих коммуникаций.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования