Номинация «Бизнес-тренер года»: Шмакотин Максим

Шмакотин Максим
20 июля 2015 г.

Вы можете оставить свой голос за понравившуюся вам работу. Чтобы проголосовать за конкурсанта, необходимо поставить «Лайк» через кнопки в конце текста эссе. Подробности

 

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ БИЗНЕСА ТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ЭССЕ

 

Задача, предложенная для эссе, – сформулировать и обосновать 2-4 темы обучения, актуальные в текущей ситуации для бизнеса, – требует зафиксировать определенные начальные вводные, на основании которых будет предложен последующий ответ.

  • Текущие запросы бизнеса к обучению не должны быть связаны с кризисом. Текущий кризис – во многом следствие управленческой неэффективности. Поэтому общая задача и объединяющая тема для всего обучения – поднять эффективность управления бизнесом.
  • Бизнес сегодня ищет новые точки (возможности) для развития. Это требует одновременного видения максимально широкой картины – на рынке, в стране, в мире (большинство внешних факторов – следствие общемировых трендов) – и владения конкретными инструментами быстрой реакции с минимальными затратами. Бизнес требует системности – от обучения как направления в том числе.

Ровно поэтому предлагаю рассмотреть актуальные темы для обучения в единой системе и с общей точкой направленности конечных усилий – поднять эффективность управления бизнесом.

 

Рисунок 1. Направления, актуальные темы-задачи и методы обучения для бизнеса сегодня

 

О чем приведенный рисунок и что в деталях стоит за темами и методами, которые актуальны для бизнеса сегодня?

 

  • Три фокуса внимания: видение ситуации и стратегический выбор-вызов (1), персонал и управление коллективом (2), самореализация и развитие личности (3).

Эти же элементы у нас всегда возникают, когда мы ведем разговор о том, что определяет специфику управления: особенности ситуации и среды (1), структуры и коллектив (2), персональные особенности сотрудников (в том числе и управленцев с их картинами мира) – 3.

  • Вызовы/Ситуация. Наше восприятие ситуации и стоящих перед бизнесом задач (вызовов) определяется нашим мышлением. Здесь основная тема обучения – системное мышление, системное видение и решение проблем.

Простой, но яркий пример: в компаниях руководители (вплоть до высших) предпочитают действовать подобно МЧС и СМИ – тушить пожары и создавать лубочные образы первого лица за штурвалом пожарного самолета, – чем предлагать и внедрять системные решения по вырубке и очистке просек, регулярному перекапыванию почвы вокруг населенных пунктов до минеральных оснований и т.д. В том числе потому, что принятие таких решений покажет их управленческие ошибки, допущенные в прошлом.

Развитием темы системного мышления является тема масштаба управленческого мышления, освоение техник анализа и синтеза при работе с проблемами и решениями.

С точки зрения методов и форматов, обучение должно стать шире навыкового тренинга: требуется интеграция командного коучинга, тренинга и совместного проектирования готовых решений.

  • Персонал и управление коллективом. Внешне наиболее «нагретая» тема сегодня – мотивация, точнее даже вопрос: как управлять хипстерами. Ключевой тренд в поиске ответов – как интегрировать работу и жизнь сотрудника. По факту, это интеграция внутрикорпоративного сообщества и тех сообществ внешних, к которым сотрудник причастен.

Обучение здесь приобретает формат множественных разномасштабных по людям, пространству и методам культурных событий для сотрудников и не только для них (здесь же совместное обучение-тусовка и сотрудников, и клиентов; здесь же игры, компьютерные симуляции на рабочем месте, дистанционные курсы для сотрудников в качестве приложения для гаджетов, корпоративные соцсети, открытые для внешних людей и пр.). Общая цель – обучение через формирование новой культурной среды, которую компания распространяет и внутри, и обязательно вовне.

  • Самореализация и развитие личности. Деление навыков на личные и профессиональные сегодня размывается все больше. Как некогда стало скучно учиться за партой, так становится все скучнее обучаться в аудиторном тренинге. Саморазвитие требует освоения новых пространств, где и формируются новые навыки и, главное, внутренние установки.

Это означает, что бизнес должен все интенсивнее применять форматы, ранее считавшиеся персональными, а не корпоративными: развивающие путешествия, дебаты, корпоративные Печи-Кучи, Тотальные диктанты, совместные Оратории и пр. Связывать задачи личного развития (корпоративная йога – практика уже почти повсеместная) и развития бизнеса (но много ли ваш мастер по йоге знает про ваш бизнес?).

В конечном счете, все три темы-тренда: системное мышление, интеграция внутренних и внешних сообществ, саморазвитие через освоение новых пространств – неизбежно начнут формировать новые управленческие практики в самих компаниях, а именно через внедрение новых управленческих практик возможно повысить эффективность бизнеса.

В заключении, можно заметить, что актуальные темы и форматы обучения требуют новых компетенций и от бизнес-тренера, который из гуру знаний, мастера навыков и инженера компетенций, по большому счету, становится еще и корпоративным социальным технологом, представителем множества внешних сообществ и проводником в них – и для сотрудников, и для бизнеса в целом.

 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования