Номинация «Бизнес-тренер года»: Пузырев Олег

Пузырев Олег
20 июля 2015 г.

Вы можете оставить свой голос за понравившуюся вам работу. Чтобы проголосовать за конкурсанта, необходимо поставить «Лайк» через кнопки в конце текста эссе. Подробности

 

 

 

 

ЭССЕ «АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ БИЗНЕСА ТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ»

В последние несколько лет на рынке T&D появились различные форматы обучения, привлекающие своей доступностью, простотой, удобством использования, ценой.  Я говорю о дистанционных и веб – форматах. Это действительно оправданно в случаях массовости или территориальной удаленности, и сейчас - во время экономического спада. При этом я остаюсь убежденным приверженцем очного формата обучения – классического тренинга. Более дорогого, с отрывом от производства, требующего квалификации от тренера и самостоятельной работы участников обучающего процесса. Контакт тренера с аудиторией всегда дает возможность работать с группой на разных системных уровнях. Помимо обучения, тренинг несет в себе элементы коррекции поведения, мотивирования на достижения, командообразования, оценки компетенций, взаимообогащения. У этого формата тоже есть свои минусы. Сложно контролировать. Сложно померить эффективность. Вместе с тем, далее речь пойдет именно о классическом тренинге.

Если говорить об актуальных для бизнеса темах обучения, то сразу отмечу, что существуют «вечные» темы, которые во все времена  имеют спрос и на основании которого можно делать вывод о долгожительстве тренерской профессии. Например «Коммуникация».  Под темой «Коммуникация» я подразумеваю тренинги по внутреннему и внешнему взаимодействию; - выстраивание отношений с коллегами на различных уровнях, переговоры, мотивирование персонала, сервис, продажи. С учетом многолетнего опыта работы в производственной сфере и  компаниях сектора FMCG могу с уверенностью говорить, что эти темы актуальны как для руководителей, так и для линейного персонала. То же самое думаю в отношении тем «Менеджмента» и «Лидерства».

Если говорить о нынешней ситуации, то в условиях кризиса бизнес хочет видеть новые решения. Какие проблемы приходят решать в тренинговую компанию? Как правило, по факту пытаются реализовать задачу работать слаженно в нестандартных ситуациях, принимать решения или внедрять непопулярные методы работы. Несколькими годами раньше обеспечение текущих потребностей у тех же клиентов проходило в условиях относительной стабильности и ориентируясь на рост. Сейчас горизонты решений сузились до уровней средне и кратко-срочного планирования. Привычной для всех была ситуация, когда руководителям достаточно было требовать от сотрудников выполнения стандартов в рамках их функционала, а сотрудникам нужно было выполнять свою работу качественно и в срок. Сейчас руководители и линейные сотрудники должны прийти к пониманию, что все находятся в одной лодке, а за бортом шторм. От действия каждого зависит, останется ли лодка на плаву и куда она причалит.

Меня самого и мой бизнес, как часть системы, штормит также. Я ежедневно думаю, куда причалит моя лодка. Ежедневно анализирую вчерашний опыт и планирую свое «короткое» будущее. Не текущем отрезке мне видится, что сейчас самое время для руководителей компаний менять свое отношение к персоналу, а персоналу, в свою очередь, менять отношение к компании. Поэтому если и искать поддержку бизнеса в обучении, то акценты нужно смещать к «Системному подходу», как в управлении бизнесом и людьми, так и во взаимодействии с клиентами.

 

 

Почему «Системный подход»:

  1. В управлении. Дает возможность расширить свою «картину мира» и понять:
  • как причина и следствие связаны в пространстве и времени;
  • по каким законам живут и развиваются системы (государство, рынок, компания, сотрудник, человек);
  • как прогнозировать развитие событий, чего ждать в будущем, какие решения принимать уже сейчас;
  • как текущая ситуация повлияет на мой персонал и каким образом нивелировать риски, максимально удержав эффективность.
  1. В отношениях с клиентами (продажи, сервис). Позволяет расширить границы восприятия ситуации:
  • как выявить сегодняшнюю потребность. Часто клиентские люди не догадываются о потенциальных потребностях своих заказчиков, поскольку потребности располагаются вне поля привычного мировоззрения;
  • как сформировать систему долгосрочных отношений. У коммерческих подразделений компаний появляется возможность изменить концепции выстроенных продаж – уйти от «активных» к «большим».
  1. В отношениях внутри: между сотрудниками, руководителями-подчиненными, партнерами и т.д. Позволяет осознать законы и свойства систем.
  • как повысить лояльность к непопулярным решениям руководства, реакциям подчиненных, переговорным условиям, снизить уровень паники, тем самым оказать влияние на мотивацию и производительность.

В завершении хочу сказать, что последний год моей практики показал, что тренинги по развитию Системного мышления имеют наибольший эффект, когда выстраиваются по принципу «от простого к сложному». Каждый блок такого тренинга развивает отдельный элемент, из которых в результате формируется один сложный навык. Обладая таким сложным навыком, участник в наибольшей степени заинтересован в его практическом применении и мотивирован на успех. Кроме того, при условии тренировки на практике, можно в обратном порядке раскладывать сложный навык на составляющие элементы, чтобы управлять любой ситуацией, также разбирая ее на мелкие детали. Формат чаще всего использую авторский, т.н. «ZIP-формат», в рамках которого удачно научился сочетать классический подход к осознанию через проблематизацию и импровизацию с включенной подтверждающей теорией. Результат фиксирую совместно с участниками через «карты памяти» и создаю актуальный визуальный материал для их дальнейшей работы.

 

Олег Пузырев

28 мая 2015 года

 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования